Звезда мотор лодочный

Подвесные лодочные моторы

Подвесные лодочные моторыДо покупки мотора, необходимо ознакомиться с определенными правилами их эксплуатации. Если вы уже определились с местом, где будете использовать лодку с подвесным мотором, необходимо узнать, разрешают ли Правила спортивного рыболовства, применять на этих акваториях двигатель внутреннего сгорания. Кроме того, каждый приобретенный лодочный мотор должен быть вписан в судовой билет плавсредства. В противном случае, необходимо иметь с собой товарные и кассовые чеки, выданные при покупке. Обязательно наличие прав на управление транспортным средством, вне зависимости от типа лодочного мотора. Такие права можно получить после курсов судоводителей.

Выбор подвесного лодочного мотора зависит, в первую очередь, от характеристики судна, на которое вы собираетесь его устанавливать. Это касается способности катера выходить на глиссирование, то есть возможность использовать особый тип движения, при котором, вода смачивает только малую часть корпуса. Благодаря этому, вес груза, экипажа и самой лодки, будет скомпенсирован подъемной силой, создаваемой свободной частью катера. В том случае, если такой режим не нужен, мощность двигателя можно граничить 2-15 л.с, в зависимости от планируемой загрузки. Превышать такую мощность не рекомендуется, в связи с увеличением волнообразования. Кроме того, создаваемая двигателем дополнительная мощность, будет усиливать притапливание кормы судна и возможность опасного захлестывания. Для использования режима глиссирования, существует формула, учитывающая соотношение мощности к общему весу лодки. Как правило, для различных типов лодки, применяются свои расчеты. Лодки, снабженные килем, характеризуются соотношением мощности к массе 1/20, оптимизированные для глиссирования – 1/35. Обычно, используется соотношение не более 1/25. Для окончательного подсчета, нужно взять суммарный вес лодки, пассажиров и груза. Кроме того, конечная мощность мотора ограничена прочностными свойствами корпуса лодки и возможной потерей остойчивости, с высоким риском опрокидывания. Лучше несколько занизить потребность в скоростных характеристиках и повысить безопасность использования катера.

При выборе мотора, так же необходимо знать отличие в маркировках мощности импортных и отечественных производителей. Российские моторы, выпущенные до недавнего времени, сопровождаются максимальными цифрами мощности, указанными на валу двигателя. Зарубежные производители, наоборот, указывают мощность, создаваемой мотором на гребном валу или на винте. Обязательно учитывайте эти различия, так как, в коечном итоге, мощность российских моторов будет ниже.

Немаловажным фактом при выборе мотора, является определение необходимого типа двигателя. Если требуется значительная экономичность и экологическая чистота обслуживания, а так же низкий уровень шума, лучше выбирать четырехтактный двигатель. Безусловно, такой мотор имеет большой  вес, но благодаря своей экономичности, за несколько лет использования, такой показатель перестает быть особенно значимым. Двухтактные модели более дешевые, отношение мощности на килограмм веса у них наиболее оптимальное.  Кроме того, на современном рынке именно двухтактные модели имеют наибольшее распространение. Таким образом, выбирая тип двигателя можно ориентироваться на следующие показатели. Четырехтактный двигатель имеет больший вес и цену, его транспортировка возможна только на боку, для предотвращения выливания масла из картера. Двухтактный двигатель, при условии использования качественного масла, может работать на холостом ходу неограниченное время. Поэтому, если вы предполагаете использовать лодку для рыбалки с помощью троллинга, нужно выбирать мотор с двухтактным двигателем. Наибольшей популярностью пользуются подвесные лодочные моторы с мощностью от 5 до 15 л.с, так как при ручном управлении, ими наиболее легко пользоваться.

Крепление подвесного лодочного мотора, может быть различным, в зависимости от применяемой подвески. Жесткое крепление характеризуется неподвижной фиксацией на транце лодки. Поворотная подвеска позволяет поворачивать мотор вдоль вертикальной оси. При необходимости вращения вокруг горизонтальной оси, используется откидное крепление двигателя. Универсальными свойствами обладает поворотно-откидная подвеска. Последний тип получил наибольшее распространение, в связи с легкостью управления лодкой за счет движения в вертикальной оси, и смягчением удара о подводное препятствие за счет откидывания двигателя. При выборе подвески, нужно обратить внимание на качество материалов, применяемых для ее изготовления. Лучше выбирать подвеску с упругими материалами, значительно снижающую уровень вибраций на корпусе лодки.

Строение лодочного двигателя, а именно длинны трубы с вертикальным валом и системой выхлопа с обтекателем редуктора, накладывает определенные ограничение на использования катера в зависимости от глубины водоема. Недостаточное заглубление винта и отверстия выхлопа, может привести к его расположению в области, так называемой, гидродинамической «тени» кормы. В результате этого, винт не сможет развить полную тягу и, даже при хорошей мощности мотора, движение катера будет «ленивым». Более низкое расположение гребного винта, дает возможность развить полную тягу, однако, увеличивает внешнее давление. Это ухудшает систему выхлопа и снижает мощность двигателя. Кроме того, возрастает риск повреждения мотора при прохождении мелей. Поэтому, нужно учитывать расстояние от кормовой пластины, на которой крепится двигатель до нижней точки гребного винта. Надувные лодки или небольшие низкобортные судна, снабженные глубоким вырезом в месте крепления двигателя, требуют обычный или нормальный мотор. На маркировке таких типов стоит латинская буква “S”. Мелкие и средние, по водоизмещению, яхты, а так же крупные лодки и мелкие катера обычно снабжаются более удлиненной трубой, такие движки маркируются символом «S». Более крупные суда, использующие в морских плаваньях, крейсерские яхты, требуют особо сильных двигателей со сверхдлинным расположением канала системы выхлопа и вертикального вала. Документация на ваше судно, обычно располагает детальной информацией о размере транца, эти данные нужно сопоставить цифрам, указанными в паспорте мотора.

Тип зажигания, определяют комфортность запуска лодочного мотора. Контактный прерыватель с недостаточно сильной искрой, наиболее распространенный в старых моделях, часто не дает надежного запуска двигателя. Во время лодочной прогулки, вероятный обрыв троса, способен испортить настроение надолго. Электронная система зажигания, в настоящее время, ставится на все типы двигателя. Она способна обеспечить легкий запуск и устойчивую работу мотора на малых оборотах.

Безопасное управление катером, включает в себя хороший обзор для рулевого. Безусловно, дистанционное управление более комфортное, особенно если оно вынесено в отдельную каюту. Для уверенного управления на больших скоростях и при глиссировании, на первый план выходит не только хороший опыт управления, но и возможность вовремя заметить препятствие на пути следования. Поэтому, при обычном, кормовом расположении мотора, его управление лучше вынести к ветровому стеклу. Это особенно актуально для лодок со средними и большими габаритами. Дополнение в виде электростартера, создаст дополнительный комфорт, а затраченные на его деньги, быстро себя оправдают.

Особый тип лодочного мотора – электрический, позволяют использовать его в акваториях с запретом двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, любители троллинга, по достоинству оценят этот мотор. Для оценки мощности электрического двигателя используется не лошадиные силы, а такой термин как «тяга», представляющий собой усилие, которое способен развить мотор. Выбор необходимой тяги, основывается на весе лодки, грузе и количестве пассажиров. Примерные цифры для лодки, суммарным весом около 250 кг, составят около 35 LBS. Надо учитывать, электрический мотор, не способен дать большую скорость для вашего катера. Так, лодка с максимально длиной 7 метров, способна передвигаться со скоростью, не более 14 км/час. Поэтому выбор большой мощности, в случае электрического мотора, себя не оправдывает, так как увеличение скорости на 10%, требует повышение значений тяги на 30%. Выбор аккумулятора – наиболее важный вопрос при эксплуатации такого движка. Как правило, используются две категории по напряжению – 12 и 24 вольта. Кроме того, существуют стартовые и тяговые типы аккумуляторов. Первые используются на автомобилях и для запуска лодочного мотора. Они способны выдавать большой ток, но глубокая разрядка быстро приводит его в негодность. Тяговые аккумуляторы выдерживают глубокий разряд и больше всего подходят для использования с лодочными моторами. Как правило, используют батареи производства Varta или Exide. Такие аккумуляторы более долговечны и послужат до 10 раз дольше, чем стартовые. Использование обычного автомобильного аккумулятора, выведет его из строя за 7-10 поездок. Оценить степень разряда аккумуляторной батареи, позволит специальный прибор, имеющий градировку, показывающую в процентах степень заряда.

Помимо самого мотора, нужно обратить внимание на средства его перевозки. Облегчит труд по его транспортировке особая моторная тележка. Необходимость перетаскивать двигатель своими руками, часто заканчивается болью в пояснице. Помимо лучшей сохранности двигателя во время транспортировки, тележка сможет значительно сократить время пребывания на больничном.

Один гребной винт не в состоянии обеспечить максимальную отдачу работы лодочного мотора в различных режимах скорости и нагрузки. Для этого потребуется не мене трех винтов. Винт с наибольшим шагом дает хорошую нагрузку, но минимальную грузоподъемность. Минимальный шаг винта, позволит достичь нагрузки, близкой к максимальной, в ущерб скорости. Универсальный винт так же необходимо иметь в комплекте, так как он обладает средними параметрами. Оптимальный подбор винта, позволит не только повысить среднюю скорость судна, но и значительно снизить расход горючего. Штатные винты, входящие в стандартный комплект, могут не обеспечивать желаемых параметров. Хорошим выбором для стандартных моторов мощностью от 23 до 30 л.с  будет использование винта с шагом 280-300 мм на относительно плоскодонных лодках, с числом пассажиров 1-2.  На таких судах, можно получить прирост скорости с увеличением шага на  15%.  Тяжелые суда с режимом глиссирования и хорошем килем, с максимальной нагрузкой 4-5 человек, должны снабжаться винтом, имеющим шаг от 220 до 240 мм. Кроме того, важное значение имеет расположение оси гребного винта в горизонтальной плоскости. При наклонном расположении винта, более 10 градусов, значительно снижается коэффициент полезного действия. Новые разработки, позволяют быстро адаптировать винт под ваши потребности. Система “мультиптич”, дает возможность изменить шаг, не снимая гребной винт с мотора, в течение 5 минут. Для этого нет необходимости приставать к берегу. К сожалению, такая система так же не лишена недостатков. Коэффициент полезно действия такого винта, всегда будет заведомо ниже, чем у систем с фиксированным шагом. Это связано с неравномерным распределением длины шага по радиусу лопасти.

Новый двигатель, как и новую машину, необходимо использовать в обкаточном режиме. Как правило, в паспортных данных, указаны последовательность и продолжительность обкатки. Соблюдение таких рекомендаций, позволит избежать грубых поломок под влиянием чрезмерной нагрузки и значительно продлит ресурс двигателя. Как правило, необходимо при первом включении нужно дать поработать двигателю в течение 2-3 минут на холостом ходу и минимальных оборотах. Обкатывать мотор нужно в течение 10 часов, в основном, на средних оборотах, давая короткие промежутки времени на минимальный и максимальный уровни нагрузки. По окончании обкаточного периода, необходим визуальный осмотр всех систем и узлов. Рекомендуется заменить масло в редукторе, что лучше сделать на базе «родного» сервиса. При самостоятельной замене, необходимо выбирать масло с маркировкой SAE 80w-90, снабженных, дополнительно, специальным штуцером. Так же, рекомендуется замена свечи. Ее можно не выбрасывать, а использовать по необходимости, в критических ситуациях.

Ряд простых рекомендаций, помогут быстро освоиться с правильной эксплуатацией подвесного двигателя, так как на воде, приходится полагаться только на свои силы. Самая расходуемая часть – шпонка, поэтому лучше заранее позаботиться о достаточном количестве. Для двухтактного типа двигателя приготовление рабочей смеси нужно производить в зависимости от целей поездки. Быструю скорость обеспечит разведение 1:50.  Хорошим компромиссом, под различные варианты движения, будет выбор смеси в соотношении 1:70. Неправильный подбор и экспериментирование с качеством смеси, приводят к нарушению работы топливной системы и являются наиболее частой причиной обращения в сервисную службу. Так же необходимо проверить карбюратор. Оптимальной работой этого узла будет считаться завод холодного двигателя при помощи подсоса, затем, после кратковременного нагрева и перекрытия заслонки, минимальный обороты двигателя должны составить не менее 500 об/мин. Не желательно все время использовать двигатель на максимальных оборотах. Помимо повышенной нагрузки, это приводит еще  и перерасходу топлива. Желательно держать уровень газа на ¾ от максимума.

При езде по малоизученным участкам акватории, не стоит ездить с максимальной мощностью по травянистым и тростниковым местам. Скрытая мель может привести к необратимой поломке двигателя. Необходимо вовремя менять свечи зажигания. Средний ресурс одной свечи, составляет не более 150 часов работы. При необходимости консервации мотора (например, на зимний период), нужно слить рабочую смесь, заменить масло и залить консервант для двигателей в рабочий цилиндр. Хранить двигатель лучше в вертикальном положении.

Теперь, когда известны основные характеристики лодочных моторов, необходимо выбрать производителя. Первый бренд, достаточно давно известный рынке, это Yamaha. Имеет давнюю историю развития и на сегодняшний дел выпустила уже более 6 млн. двигателей. Представлена 7 основными типами моторов, выпускающихся в боле чем 200 модификаций. В нашей страну поставляет только 4 серии от специально подготовленных для работы в тяжелых условиях Enduro до более простых Original, мощностью от 20 до 200 л.с. Серия Hi-Tec характеризуется раздельной подачей топлива и хорошим выбором дополнительного оборудования. Марка Four Stroke представлена, в основном, четырехтактными двигателями от 2,5 до 200 л.с.

Фирма Mercury, не менее известна, чем Yamaha. Ее преимуществами, помимо высокой надежности, является большой модельный ряд. Двухтактная линейка, представлена моторами от 2,5 до 30 л.с. Такие двигатели очень просты в эксплуатации. Четырехтактные модели дают мощность от 40 до 250 л.с.. Они очень экономичны и обладают длительным сроком надежного использования. Заводская регулировка этого мотора позволяют эксплуатировать этот двигатель в широком диапазоне – от троллинга до глиссирования. Кроме того, установлена эксклюзивная система переключения скоростей. Специализированнее обслуживание и наличие запасных частей оценивается выше, чем у других компаний.

Моторы Suzuki, некоторые специалисты называют лучшими в мире. В частности, такое подход известен для четырехтактных моторов. В качестве уникальных показателей, обычно приводят экономичный расход топлива, высокая надежность и пониженный уровень шума. В более дорогих моделях, это достигается использованием бортового компьютера. Он оптимизирует электронный впрыск и дает хорошую экономичность. Конечно, такие характеристики распространяются только на четырехтактные модели.

Компания Tohatsu в течение многих лет признается как лидер в производстве двухтактных моделей. Они обладают самой высокой надежностью и оптимальным соотношением мощности и веса.

Более дешевый ценовый ряд представлен моторами отечественного производства. Наиболее известна марка «Вихрь», выпускающаяся в нескольких модификациях, представленных моделями «Вихрь-30Р» и «Вихрь-32». Они построены по классической схеме двухтактных двухцилиндровых двигателей. Планируется выпуск моторов мощностью до 60 л.с.

Четырехтактные моторы “Nissan” снабжены специальной технологией и уникальным блоком, позволяющим значительно снизить их вес. Марка TLDI получилась легче аналогичных моделей на 24%, и имеет значительно более низкий расход топлива. Кроме того, эта марка обладает пониженной вибрацией, сравнимой с двухтактными двигателями.

Лодочный мотор «Нептун», выпускается в двухцилиндровом двухтактном исполнении. Считается более надежным и экономичным, чем «Вихрь». Может комплектоваться как обычным, так и бесконтактным зажиганием.

Таким образом, выбор современного подвесного мотора определяется теми задачами, которые вы ставите во время пребывания на воде. Для обычной рыбалки, на пресноводных водоемах среднего размера, достаточно использовать двухтактный двигатель мощностью до 15 л.с. С той же целью, подойдет электрический мотор с аккумулятором тягового типа. Длительные водные путешествия, для любителей высокой скорости, предполагают выбор четырехтактного двигателя, мощностью от 40 до 150 л.с. Лучшим вариантом будет использования мотора производства Mercury или Yamaha. Правильный подбор мотора, может значительно снизить расходы по его эксплуатации.

Добавить комментарий